Общетематический канал Олега Жаворонкова. Разъяснения по наиболее популярным запросам. Аннотации и анонсы. Комментарии по акциям. Материалы, не вошедшие в тематические рубрики информационного канала АнтиЗОЖ.
Поздравляю всех причастных - кто служит и служил, кто ждёт и ждал на берегу - с Днём Военно-морского флота!
И всех, кто мечтает и стремится стать военмором!
Отдельно и особо поздравляю своих соратников, братьев из БЧ-5 - куда они все без нас, да?))
Семь футов под килём! Низкой волны! Полного хода по жизни! Удачи во всём и здравия всегда!
Моя морская история началась в детстве. Хотя у моря мы никогда и не жили...
Начитавшись книг писателей-маринистов, в 12 лет я ну очень сильно захотел стать моряком.
Начал вести морской дневник - рисовал в нём и изучал парусное вооружение, морские узлы и термины. Даже придумал себе "морскую походку" - ходил, расставляя ноги шире и пружинисто))
И написал в дневнике клятву - "клянусь поступить в мореходное училище после 8-го класса!".
Клятву не сдержал - заболел летом и никуда в тот раз не поступал.
Поступил уже после 10-го класса, после окончания средней школы.
На штурманское отделение не прошёл по зрению. Поступил на судомеханическое.
Астраханское мореходное училище.
Это не военное училище, по статусу. По факту же, полный комплект: казармы, форма, рота, отделение, экипаж, командиры рот, военно-морская кафедра, преподаватели-офицеры, вахты, никакой гражданки, дедовщина, уставщина, строевая подготовка, стажировки на военно-морских базах. Училище курировали и Министерство морского флота и Минобороны.
Выпустился я в 1986-м.
А дальше судьба пошла параллельно сразу несколькими путями - торговый флот, спецподразделение, военно-морской флот.
Мне всегда ну очень нравилась военно-морская атмосфера.
Она отличается от армейской. В лучшую сторону. Потому как, военно-морские традиции, уклад - они есть, они особенные.
Дисциплина - ну тут, видимо, из-за того, что я с первых же лет жизни рос в гарнизонах, и "Ровняйсь! Смиирна!" мне вот совсем не чуждо))
Из морского прошлого, конечно, осталось множество ярчайших и самых сильных за всю жизнь впечатлений, воспоминаний.
Проходил практику на танкере.
На спардеке, верхней палубе, была закреплена стойка/скамья для штанги. И там же - штанга с блинами.
Я поднялся туда после вахты и начал делать жимы от груди.
Моментально налетел шторм.
Небо закрылось чёрными низкими тучами, которые бешено бились надо мной. Я лежу на скамье и вижу это прямо над собой.
Пошла качка.
И началось фееричное!
Штанга в руках становилась то пушинкой, то чуть не раздавила меня несколько раз. Она набирала вес или теряла его, когда волны подбрасывали судно наверх или когда пароход проваливался вниз по волне.
Это было что-то!)
И плюсом - буйство чёрных туч над тобой, совсем-совсем низко.
Мне очень нравился шторм. Но есть нюансы...
Когда пароход кренится на 40 градусов - уже не нравится))
Был как-то на вахте, в машинном отделении. А оно на уровне и ниже ватерлинии - качка там ощущается многажды меньше, чем на верхних палубах.
Вахта закончилась. Нас заметно покачивает.
Решил подняться на мостик.
Со второй палубы по трапу поднимался уже с трудом - бросало только так.
Поднялся на мостик, а там четыре человека, включая кэпа, и все белые как смерть..
На мостике стоять было вообще нереал. Пытаешься устоять звездой - ноги пошире, руки пошире за поручни.
Глянул на кренометр, обалдел - крен доходил до 40 градусов.
Посмотрел с мостика на судно - оно бортами практически ложилось на волны. (Почему крен не 90 градусов - так волна поднимается метров на 10-12 и там она встречается с бортом)
Чё-та мне тоже стало невесело и, видимо, я побледнел со всеми...
Не забуду - эти напряжённые бледные лица, стрелку кренометра и как пароход ложится бортом на волну.
Что мне очень нравилось и сейчас всегда к этому стремлюсь - цельность, единство морского экипажа.
Цельные, как семейные, отношения. Братство. Что не отменяет иерархии и дисциплины.
Морская работа - это постоянные экстремальные условия. Здесь жизненно важна надёжность и взаимовыручка членов команды. Да, мы не живём в постоянном осознании этой экстремальности - так можно свихнуться. Но подсознательно, твой мозг, твоё тело - очень собранны.
Чуждые люди, не вписавшиеся в команду - быстро покидали экипаж. Либо сами соображали, либо им намекали. А то море, оно такое... - бывает людей и волной за борт смывает.
Да, один раз сам удивился силе волн.
Будучи на практике.
Когда начался шторм, вышел на корму.
Волны нарастали. Прямо за бортом поднимались водяные стены высотой метров в десять. Я стою, а она вот - передо мной - такая темно-зеленая стена воды. Почему-то захотелось в неё руку засунуть... Вовремя одумался. Иначе бы засосало и утащило на борт.
И тут волна пошла по палубе. Вроде небольшая, по колено. Так вот, эта небольшая волна запросто сбивает с ног и тащит за собой! Запросто. Но, сейчас я здесь, с вами - значит, в тот раз я успел заскочить на трап, спасаясь от волны))
Не забуду, как выходили в море на большом ракетном катере.
На полном ходу, бурун за кормой - в полтора раза длиннее корпуса.
А потом - стрельбы и оплавленные двери на палубе...
Сразу по выходу в море, командир называл офицеров по имени-отчеству - чтил традиции. Но дисциплина не отменяется, конечно.
В море я повидал много-много разных-разных людей.
И если на военных кораблях, безусловно, люди отобранные по определённым параметрам...
То на гражданских - самые разные, самых разных судеб.
Было немало освободившихся после срока в колонии. Не нашли себе места на берегу - море принимает.
Вообще, в море всегда уходили люди, не нашедшие себя на суше, и романтики, каким был и я. А дальше - кто удержался, кого море приняло, те и остались.
Есть ещё особая категория - истинные морские труженики, рыбаки. Те, кого море кормит буквально.
Как-то мы шли в открытом море и начался шторм.
Нас стало покачивать, но не критично. У нас длина - 110 метров. Водоизмещение 4 тысячи тонн.
Догоняем и идём параллельным курсом с небольшим рыбацким судёнышком. Он от нас метрах в трёхстах.
Нас покачивает, а его кидает жёстко - буквально вертикально, буквально кладёт бортом на волну.
Я увидел и обалдел - невероятно, как там люди-то???
Наш капитан связался с ними по рации - "Помощь нужна?".
Они отвечают, бодрые такие - "Спасибо! Все нормально! Идём домой!".
Я понял, что рыбаки - это самые настоящие, самые крутые моряки.
Но, оказалось, что есть и более крутые...
Мне редчайше повезло - я знавал настоящего китобоя.
В то время, в 80-е годы, забой китов был под запретом и действующего китобойного флота уже не осталось.
А к нам на пароход, на переподготовку, прислали старенького уже дядечку, с Дальнего Востока, штурмана. И он - бывший китобой.
Чего он только ни рассказывал. И сам был... феерично особенным!))
Когда через годы, я посмотрел "Пиратов Карибского моря!", то возникло смутное ощущение чего-то знакомого...
Так вот, реальные китобои - это как те пираты, что вам показывают в кино.
Чертовски безбашенные, резкие, задорные, абсолютные мореманы!))
Качка - это классно!
Я уже писал, что люблю шторм.
Мой дедушка шутил: "Жора, лейте на меня воду - я люблю шторм!"))
Да, мой дедушка, Юрий Александрович Жаворонков - был замечательный, мудрейший, юморной, эффектный и брутальный мужчина. Ветеран Великой отечественной. Скрипач всю жизнь. Коренной бакинец. Был первой скрипкой в бакинском театре оперы и балета им.Ахундова, работал в бакинской консерватории. Спасибо ему за всё!
Так вот - о качке.
Самая первая в жизни качка, шторм - меня удивили.
Во-первых, я опасался - не дай Бог меня будет укачивать, вдруг мне поплохеет, как я об этом читал...
Ну, в первый наш шторм укачало моего товарища по каюте - Игорь позеленел, его постоянно тошнило, он шептал "ну его нафиг, это море...". Лежал в лёжку наверху и изображал смерть))
А меня же вдруг пробило на пожрать. Именно пожрать. Оказывается, да - я зависим от морской качки. Но наоборот. Когда других полоскает наизнанку - я жутко хочу есть и ем-ем-ем.
Во-вторых, когда шторм пошёл вразнос, а меня одолел внезапный и неудержимый голод - я выкарабкался из каюты в коридор. Кидает только так. Руками с трудом удерживаешься за стены и перила. Вдалеке вижу, как так же бросает нашего боцмана и его, по-ходу, жёстко тошнит. Удивился - оказывается, и бывалые моряки плохо переносят качку, как же они работают-то годами?
В-третьих, с трудом докарабкиваюсь до камбуза, в надежде поживиться чем-нибудь съестным.
И вижу там невероятное!!
Пока пароход кидает тудым-сюдым как игрушку. Пока треть команды, мужиков - лежит, умирая от качки.
На камбузе стоит наша повариха Лида.
Невысокая, но полная-полная женщина.
Лида, расставив широко ноги, уперлась животом в стол, и бойко шинкует капусту - ребятам надо же борща наварить...
Для меня было чудесным осознанием - я понял, кто на пароходе главный после капитана. Да - кок. Потому как шторм штормом, а кок стоит как скала и готовит экипажу покушать.
Лида очень мне обрадовалась. Сразу просекла мою фишку - ну, морячка она матёрая, таких жрунов повидала.
Она быстро собрала мне два огромнейших бутерброда. Щедро-щедро наложила туда масла, колбасы, зелени - всё равно, половина экипажа на обед не придёт.
Я доковылял с трудом до каюты. И, забывшись, протянул один бутерброд Игорю... Хм. Вы видели - как извергается гейзер? Так вот, Игорь очень похоже это изобразил))
Море - это лучшее, что может быть для становления мужчины, так думаю.
Море остаётся навсегда - это факт (до сих пор снится).
Море очищает - очень сильно. На берегу люди озадачены совершенно надуманными и мелочными "ценностями" - это тоже факт.
И, конечно же, я всё ещё мечтаю, в одном из сценариев своей дальнейшей жизни - вновь выйти в море, надолго. Да я бы жил на судне, даже так!
Помните Джека Воробья и его "Черную жемчужину"?
Возможно, где-то меня ждёт и моя "Жемчужина". И я тоже буду самым счастливым человеком в мире, когда взойду на палубу своего судна, равно каким счастливым был Джек, встав за штурвал своего корабля мечты.
Те же, кто мечтает стать военным моряком - вы на верном пути! И желаю вам на этом пути удачи!
Желаю вам успешной службы! Достойных званий и должностей! Пройти экватор и совершить кругосветку! И чтобы море осталось у вас по-настоящему в крови!
Желаю и вам всем, друзья - обязательно мечтать. И обязательно стремиться к своей мечте.
Невзирая на возраст! Возраст - это ничто! Мне скоро будет 58 лет, но я живу планами на долгое будущее и реализую их.
Спасибо прошлому за всё, что было, за опыт. Но жить мы должны сегодняшним и будущим! Только так! А не доживать - это уже не жизнь!
А чтобы у нас с вами были на это силы, энергия и здоровье - я разработал и запускаю Антимарафон Феникс.
Будем воплощать своё новое будущее вместе! Присоединяйтесь!
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Продолжая посещение сайта, вы соглашаетесь с использованием указанных технологий.